Review militèr

crita senjata. Pekerja lapangan udara

29
Говоря о самолетах, tank и орудиях, мы по мере возможности старались показывать и их менее боевых, но не менее полезных товарищей.


На этот раз речь пойдет о технике, которая могла встретиться вам на любом аэродроме времен Великой Отечественной войны. Конечно, можно было обойтись без этих машин, если сильно прижмет, но с ними все-таки было удобнее.

1. Итак, первым экспонатом у нас будет зенитная прожекторная станция З-15-4.



Станция использовалась повсеместно в частях ПВО, на аэродромах для подсветки своим и поиска чужих самолетов.

Автомобильная зенитная прожекторная станция З-15-4 представляла собой прожектор с системами наведения и регулирования положения, перевозившийся в кузове грузового автомобиля ЗИС-12.



Прожектор устанавливался наиболее распространенный, закрытого типа З-15-4 (3 — зенитный, 15 — размер линзы 150 см, 4 — мощность в киловаттах) с электродуговой лампой мгновенного зажигания с двумя угольными электродами, и параболоидным стеклянным отражателем диаметром 150 см.





Источником света была электрическая дуга, которая обеспечивала силу света до 650 миллионов ватт при дальности или высоте освещения до 10 км. Самолет мог быть подсвечен в небе на высоте до 12 км.

Питание прожектора осуществлялось от генератора мощностью 20 кВт, устанавливаемого на самом автомобиле, так и от стационарных источников электроэнергии.

Прожектор монтировался на тележке с четырьмя резиновыми колесами. Тележка закатывалась в кузов и так прожектор транспортировался на позиции. Можно было работать и непосредственно из кузова автомобиля.



Между тележкой и кабиной размещалась катушка с электрическим кабелем и ручной лебедкой. Силовой коммутационный щит располагался на задней наружной стенке кабины.



Прожекторы З-15-4 сводились в отдельные зенитно-прожекторные батальоны, состоявшие из трех рот (трехвзводного состава). Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Боевое использование прожекторных станций заключалось в поиске самолетов противника лучом света и в сопровождении цели до момента ее уничтожения огневыми средствами.



С помощью нескольких прожекторов в небе создавались световые прожекторные поля (СПП), обеспечивавшие работу зенитной артиллерии и ночные действия советской истребительной penerbangan.

Станция З-15-4Б производилась в 1938-1946 годах на Московском заводе «Прожектор». Всего за это время было изготовлено 15 529 автомобильных прожекторных станций З-15-4.

Масса станции — 6100 кг
Масса прожектора — около 950 кг
Осевая сила света — 650 млн. Вт
Продолжительность горения пары углей — 75 минут
Дальность действия луча — до 12 км
Время развертывания — около 8 мин.
Удаление поста управления от прожектора — 60 м
Скорость передвижения — 60 км/ч
Боевой расчет — 5 человек

2. Бензозаправщики БЗ-35, БЗ-35С и БЗ-41.



Бензозаправщик… Что проще? Но без него жить в войсках весьма проблемно. Все большее количество техники в армиях одновременно сподвигло всех конструкторов на разработку этих простых, но незаменимых машин.

Первым и наиболее распространенным советским бензозаправщиком стал БЗ-35, принятый на вооружение в 1935 году. Автомобиль ЗиС-6 оснащался эллиптической цистерной вместимостью 3200 литров, шестеренчатым насосом среднего расположения и отсеками для рукавов.



БЗ-35 мог одновременно заправлять топливом несколько единиц техники. Для работы с ним выпускался двухосный бензоприцеп БП-35, емкостью в 1 тонну.

На задней стенке цистерны располагалась система управления, где разместились рычаги включения колонок, манометры, счетчики топлива и указатель уровня топлива в цистерне.

БЗ-35 комплектовался набором шлангов (приемным, раздаточными и перекачивающим), для транспортировки которых был сделан специальный ящик.

Машина весьма неплохо зарекомендовала себя в эксплуатации и была признана весьма полезной. Но в крупносерийное производство не пошла. БЗ-35 были в хозяйстве только больших аэродромов ВВС РККА. Предвоенный тираж БЗ-35 не превысил 100 машин.

С началом войны скорость заправки автомобилей, танков и самолетов стала очень серьезным фактором. Пришлось срочно выкручиваться, и так появился небольшой, но весьма оперативный бензозаправщик БЗ-41.

Для него использовалось шасси более легкого грузовика ЗиС-5.



Полная масса автомобиля составила 6,1 т.
Емкость цистерны 2500 литров.



Максимальная производительность насоса 400 литров в минуту.
Kacepetan maksimal yaiku 60 km / jam.



Естественно, когда к нам стали приходить мощные и проходимые грузовики из США, а именно «Студебеккер» US.6.3, к идее пополнения рядов бензозаправщиков вернулись.

Да, ЗиС-5 было сложно успевать за наступающими танковыми частями, скажем, в весеннюю или осеннюю распутицу. Или продраться через грязь на сухой аэродром «подскока» в авиации.

«Студебеккер», который, как мы уже имели честь рассказывать, показал, что с нашей грязищей он вполне справляется. Так и появился БЗ-35С. «С» — это, понятно, «Студебеккер».



БЗ-35С представлял собой все цистерну емкостью 4500 литров (поболее, чем у ЗиС-6), на шасси Studebaker US.6.3 с двигателем «Hercules JXD» мощностью 95 л.с.



Машина общей массой 5,4 т разгонялась до 72 км/ч. Скорость перекачки топлива составляла 375 л/мин.

3. Авиастартер АС-1.

crita senjata. Pekerja lapangan udara


Машина выпускалась с 1932 г. и предназначалась для запуска двигателей винтовых самолетов.



Запуск осуществлялся путем захвата пропеллера самолета и прокручивания коленчатого вала авиамотора через трубчатую конструкцию с двумя приводными валами.


Конец вот этого устройства (его называли "хобот") сопрягался с втулкой воздушного винта самолета.


Здесь прекрасно видны прорези как раз для хобота.

За кабиной устанавливалась вертикальная тумба с растяжками и валом, получавшим вращение от раздаточной коробки автомобиля.



Такая система отбора мощности позволяла заводить практически все модели авиационных двигателей. Стартер выдавал 1100-1300 оборотов в минуту. Высота хобота по горизонтали равнялась 2,9 м.






Стоя на площадке авиатехник осуществлял подгон хобота и винта по вертикали.

ТТХ машины: число оборотов стартера – 1110-1300 об/м; высота хобота по горизонтали – 2,9 м.



Базой служила все та же «полуторка» ГАЗ-АА с двигателем мощностью 40 л.с.

4. ПАРМ.



Самой распространенной машиной техпомощи являлась авторемонтная мастерская ПМ-3 (летучка типа А), получившая в годы войны обозначение ПАРМ.

Это было просто и незатейливо, но именно на прибытие этой машины рассчитывали и севшие на вынужденную летчики, и поломавшиеся танкисты, и даже железнодорожники.



Оборудование располагалось в кузове-фургоне. В комплект ПАРМа входило:

1. Слесарный верстак с тисками.

2. Стол сварщика с установленным ручным однотонным прессом и ручным наждачным точилом.





3. Бензосвар-бензорез.
4. Кислородный баллон.



5. Печь.



6. Шкаф со смазочно-заправочным инвентарём.



7. Лестница в задней части кузова.

8. Складной подъёмный кран с ручной талью грузоподъёмностью 500 кг, который крепился к переднему бамперу.





9. Шкаф со слесарным инструментом.

В принципе, с помощью такого набора можно было проводить многие работы непосредственно на месте аварии.

Здесь много не расскажешь, все, в принципе, ясно и понятно. Несложные и незатейливые машины, скромные такие труженики войны. Но порой просто незаменимые.

Все приведенные на фото машины можно увидеть (и не только увидеть, но и потрогать) в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.

Роскошная коллекция, надеюсь, что с течением времени получится найти маслогрейку, аккумуляторную станцию и передвижную электростанцию. Было бы интересно, не так ли?
Pengarang:
29 komentar
Iklan

Langganan saluran Telegram kita, informasi tambahan kanthi rutin babagan operasi khusus ing Ukraina, akeh informasi, video, sing ora ana ing situs kasebut: https://t.me/topwar_official

Alexa
Dear maca, kanggo ninggalake komentar ing publikasi, sampeyan kudu mlebu.
  1. RIGHTCator
    RIGHTCator 27. mars 2019 18:26
    +6
    Надеюсь это первая статья из цикла...Было бы интересно почитать продолжение.
    1. Astra liar
      Astra liar 27. mars 2019 18:45
      +1
      Вообще-то Рома делает циклы,а раз так то должно быть продолжение
  2. nord2015
    nord2015 27. mars 2019 18:32
    +1
    Зеркало прожектора, наверное часто приходилось отмывать от продуктов работы дуговой лампы.
    1. undecim
      undecim 27. mars 2019 19:35
      +8
      Зеркало прожектора, наверное часто приходилось отмывать от продуктов работы дуговой лампы.
      После каждого использования прожектора, хотя корпус прожектора имел вытяжной вентилятор.
      Интересен состав для "протирки".
  3. Astra liar
    Astra liar 27. mars 2019 18:58
    +1
    Фотки как всегда прекрасны. У меня лишь 2 'маленьких замечания:1 на всех танках значка:"Гвардия"можно подумать, что эти танки были лишь в гвардейских частях,а обычных строевых?2. У манекена танковый шлем и форма довоенного образца( петлицы),а разве в ВОВ у них форма не менялась? По моему это не справедливо по отношению техникам,что всю войну выручали советских танкистов
    1. svp67
      svp67 27. mars 2019 20:33
      +2
      Quote: Astra wild
      на всех танках значка:"Гвардия"можно подумать, что эти танки были лишь в гвардейских частях,а обычных строевых?

      Простите, а на каких фото Вы тут их видели?
      Quote: Astra wild
      У манекена танковый шлем и форма довоенного образца( петлицы),а разве в ВОВ у них форма не менялась?

      А Вас не заинтересовало, а что танкист делает вообще в этой машине?
      1. Paranoid50
        Paranoid50 27. mars 2019 22:08
        +2
        Kutipan saka: svp67
        а что танкист делает вообще в этой машине?

        Если поставить вопрос несколько иначе: а что вообще ПАРМ делает в танковых частях? ngguyu wassat
        1. svp67
          svp67 28. mars 2019 03:57
          +2
          Kutipan saka Paranoid50
          а что вообще ПАРМ делает в танковых частях?

          А что в танковых подразделениях, частях, соединениях и объединениях нет авто?
          1. Paranoid50
            Paranoid50 28. mars 2019 20:48
            0
            Kutipan saka: svp67
            нет авто?

            Да это стёб, в продолжение предыдущего вопроса по поводу логичности нахождения танкиста в мастерской. ngguyu hi
  4. midshipman
    midshipman 27. mars 2019 19:02
    +4
    Уважаемый Роман, дирижабли, полевые бани. Не забудьте, пожалуйста.
    1. SovAr238A
      SovAr238A 30. mars 2019 08:55
      -1
      Quote: midshipman
      Уважаемый Роман, дирижабли, полевые бани. Не забудьте, пожалуйста.


      Не Роман. но в Верхней Пышме - нет дерижаблей и полевых бань...
      Поэтому оттуда фоток не будет и статьи наверно тоже.
  5. undecim
    undecim 27. mars 2019 19:41
    +6
    Осевая сила света — 650 млн. Вт
    Сила света измеряется в канделах, тогда их называли свечами.
    Поэтому 650 млн. свечей.
  6. podgornovea
    podgornovea 27. mars 2019 20:32
    +1
    Ура! Есть вечный двигатель!
    4 киловатта в прожектор заводим - 650 млн. Вт (650000 киловатт) получаем!
    162500 kaping luwih!

    С цифрами и единицами измерения надо очень аккуратным быть!
    А то и "Посейдоны" начнут плавать быстрее скорости света, и Су-57 окажется аппаратом с "отрицательной гравитацией". :)))
  7. Paranoid50
    Paranoid50 27. mars 2019 21:14
    +2
    Роскошная коллекция, надеюсь, что с течением времени получится найти маслогрейку, аккумуляторную станцию и передвижную электростанцию. Было бы интересно, не так ли?

    Не то слово. А если найти ещё и такой девайс, то коллекцию можно считать более-менее завершённой:

    Ну какой аэродром обходится без ПМ? А ПМ на базе ЗиС-42 - самый "аэродромный" вариант: мало того, что полугус, так у него в комплекте ещё и лыжи имелись. Эти лыжи цепляли к передним колёсам и вуаля - готов пожарный вездеход. Именно в такой модификации ПМЗ-2 прослужили до 60-х годов.
    1. Leopold
      Leopold 28. mars 2019 02:07
      +5
      Sanya hi Ежели раздобудешь такой агрегат - тебя в Академию МЧС без экзаменов примут.
      Пока только этот могу предложить - сгодится на время поисков заветного? nglirik
      1. Paranoid50
        Paranoid50 28. mars 2019 13:52
        +1
        Kutipan: Leopold
        Ежели раздобудешь такой агрегат

        Sergey hi Mesthi, ora masalah. ya Рублей четыреста - и вуаля. Правда, в масштабе 1:72. ngguyu Кстати, с ПМЗ-2 повезло, спасибо белорусам из PST - они всю линейку ЗиС, ГАЗ и ленд-лизовских "студеров" "забомбили". Так что имеется маленький раритет.
      2. Bai
        Bai 28. mars 2019 17:02
        +1
        Без экзаменов в академию МЧС - с этим:

        Кстати, именно во дворе академии МЧС, рядом с раритетной пожаркой, видел Кайен в МЧСовской раскраске - оранжево-синии полоски.
        1. Leopold
          Leopold 4 april 2019 02:59
          +1
          Я такой видел в Москве, когда в ЦРЦ аппаратуру для области получал.
  8. hohol95
    hohol95 27. mars 2019 22:18
    +4
    Значит бензозаправщика БЗ-39 в коллекции нет?
    Перед началом войны на снабжение ВВС Красной Армии поступил бензозаправщик БЗ-39,разработанный на шасси автомобиля ЗиС-5. Он оборудовался цистерной для топлива емкостью 2500 литров.Выпускался в несколько незначительно отличавшихся модификациях, наиболее известная из которых- БЗ-39М. Широко использовался на аэродромах в годы Великой Отечественной Войны.

    1. Paranoid50
      Paranoid50 27. mars 2019 23:26
      +1
      Kutipan saka hohol95
      Значит бензозаправщика БЗ-39 в коллекции нет?

      Эх, кабы объять необъятное... Я таким же образом "топлю" за ПМЗ-2. Короче, в В.Пышме ещё достаточно простора для творчества.
      1. hohol95
        hohol95 28. mars 2019 22:26
        0
        Места для творчества полно! А вот ХРОНОЛОГИЮ по моделям автор не соблюдает!
  9. Amuret
    Amuret 28. mars 2019 06:49
    +2
    Роскошная коллекция, надеюсь, что с течением времени получится найти маслогрейку, аккумуляторную станцию и передвижную электростанцию. Было бы интересно, не так ли?
    Автор, спасибо! Очень интересно. Читал несколько раз про работу фронтовых ремонтных бригад, ремонтных подразделений в воинских частях. Как техники кувалдамии правили лопасти винтов, другие работы по ремонту и эвакуации повреждённой техники и как часто приходилось проводить ремонты подручными средствами. Одно жаль, наверно кроме авиастартеров, другой специализированной техники не хватало.
    1. hohol95
      hohol95 28. mars 2019 22:38
      0
      Илья Борисович Мощанский
      Танки, вперед!
      Курьезы танковой войны в битве за Ленинград.
      ...С 6 по 12 января 1942 года 54-й армия пыталась наступать, ведя бои с противником бои за н/п Лодва и станцию Погостье. Пехоту поддерживали 9 танков из 122 тбр, В пятидневных боях, потеряв всю участвующую в боях матчасть, танковая бригада подбила и уничтожила 4 танка Pz. Kpfw.IV, 2 танка Pz. Kpfw.III, 5 легких танков, 3 бронемашины, 13 ПТО, 10 ДЗОТов (из них 2 пушечных).
      Простой подсчет только подбитых и уничтоженных огневых пушечных средств противника (не считая уцелевших) показывает, что на каждый участвовавший в бою наш танк приходилось 3 орудия оборонявшихся. Войск для наступления катастрофически не хватало, поэтому и положительного результата в этом наступлении достигнуто не было.
      ...На основании Директивы командующего бронетанковым и механизированными войсками фронта № 064049 от 30.01.1942 г. 124-я танковая бригада из Ленинграда передислоцировалась на «внешний» фронт и поступала в распоряжение командующего 54-й армией генерал-майора И. И. Федюнинского для развития наступления советских войск юго-восточнее Ленинграда, Это было смелое и не лишенное риска решение. Во-первых, «внутренний» Ленинградский фронт лишился своего ударного броневого «кулака», каким являлась танковая бригада, имевшая на вооружении 31 тяжелый танк KB[34], Во-вторых, предстояло своим ходом переправиться по льду Ладожского озера под воздействием авиации и артиллерии противника. Предстоял марш из района Колпино, Рыбацкое в район Ваганово, Коккорево. Местом сосредоточения танков на противоположном, восточном берегу озера был выбран район Кобоны

      Не только ремонтировали, но и переправляли тяжёлые КВ-1 по льду!
      Но смекалка хороша, а наличие запасных частей и специальных машин ещё лучше!
      А обученные экипажи - главная скрипка в оркестре бронетанковых войск!
      «Недоросли»
      ...Другой «самородок» — техник-лейтенант Маточкин — на вопрос о месте расположения ведущих колес танка БТ ответил: «Это смотря откуда смотреть и при какой скорости».

      Воюющим армиям всегда и всего не хватает!
  10. Bai
    Bai 28. mars 2019 09:42
    +1
    Осевая сила света — 650 млн. Вт

    Сила света измерятся в канделах.

    Кандела есть сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540•10^12 Hz, энергетическая сила света которого в этом направлении составляет 1/683 W/sr [XVI ГКМВ (1979 г.), Резолюция 3]

    Примечание: Hz - это герцы, Гц; W - ватты, Вт; sr - стерадиан (величина телесного угла), ср.

    Ватты - потребляемая мощность, а на выходе - и свет, и тепло.
    1. hohol95
      hohol95 28. mars 2019 23:20
      0
      Есть ещё и ПЮКСЫ!
      Люкс (от лат. lux — свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) — единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ). Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм. Соответственно, выполнятся: 1 лк = 1 лм/м2. С другой стороны, люкс равен освещённости поверхности сферы радиусом 1 м, создаваемой точечным источником света, находящимся в её центре, сила света которого составляет 1 кд. Таким образом, с основными единицами СИ люкс связан соотношением: 1 лк = 1 кд/м2.
  11. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 29. mars 2019 06:02
    0
    Буду краток- спасибо!
  12. andrey shmelev
    andrey shmelev 30. mars 2019 18:10
    0
    artikel apik
  13. Dooplet11
    Dooplet11 3 april 2019 08:25
    0
    +++ за обзор.
    надеюсь, что с течением времени получится найти маслогрейку, аккумуляторную станцию и передвижную электростанцию. Было бы интересно, не так ли?

    Так. А еще автокран, снегоочиститель и компрессор. Аппетит приходит во время еды. )))
  14. avia12005
    avia12005 1 Mei 2019 07:01
    0
    Эх, вот моя офицерская юность... АПМ-90, фактически оставшийся без изменений с войны. 110 ампер, 150 вольт.